Введение. Стратегия развития транспортной инфраструктуры в России предполагает строительство железнодорожных путей, в том числе для высокоскоростного движения, увеличение скоростей движения по существующим путям, значительное увеличение грузо- и пассажирооборота, длины и веса поездов. Шум, генерируемый железнодорожным транспортом, становится причиной дискомфортных условий проживания граждан. Одним из наиболее распространённых методов снижения уровня шума на пути его распространения является установка акустических экранов (АЭ).
Цель работы — оценить эффективность акустических экранов, используемых для снижения шума от линейных объектов железнодорожного транспорта.
Материалы и методы. Для оценки эффективности АЭ в реверберационной камере проведено исследование шести видов материалов, наиболее часто применяемых для их строительства. Экспериментальные исследования и расчёты проведены в соответствии с требованиями актуальной нормативно-технической документации.
Результаты. Экспериментальные исследования показали снижение воздушного шума от 27 до 44 дБА. В реальных условиях длинноволновая часть спектра шума железнодорожного транспорта огибает экран, за которым формируется акустическая тень. Расчётная акустическая тень от АЭ для неэлектрифицированных путей составляет 45,95 м от экрана, для электрифицированных путей — 40,56 м. Показано, что эффективность АЭ снижается при увеличении скорости движения поездов.
Ограничения исследования. Ограничения определены величиной расчётного показателя неопределённости, полученного при анализе результатов акустических измерений.
Заключение. Использование АЭ в качестве основного мероприятия по шумозащите малоэффективно на территориях с высокоэтажными жилыми и общественными зданиями, а также в перспективе интенсивного развития высокоскоростного железнодорожного движения. Процедура установления расчётных размеров расстояния от железнодорожных путей, обеспечивающего соблюдение требований санитарно-эпидемиологического благополучия, нуждается в регламентировании перечня и качества исходных данных, учитывающих особенности строения пути и организации движения железнодорожного транспорта.
Соблюдение этических стандартов. Исследование не требует представления заключения комитета по биомедицинской этике или иных документов.
Участие авторов:
Копытенкова О.И. — концепция и дизайн исследования, сбор и обработка материала, утверждение окончательного варианта статьи;
Афанасьева Т.А. — контент-анализ документов, написание текста.
Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии явных и потенциальных конфликтов интересов в связи с публикацией данной статьи.
Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.
Поступила: 28.04.2023 / Принята к печати: 07.06.2023 / Опубликована: 09.10.2023